Схема родственных связей семей и жителей Кукарской ветви рода Родигиных из Вятского края, составленная по архивным документам переписей и ревизий населения за 400 последних лет (с 1615 по 2015 годы). Откорректировано 10.05.2020

(от “родыгинского Адама” – Григория Родигина до председателя Вятского губисполкома – Родигина Ивана Федоровича и его потомков).

Редкая вятская фамилия – Родигины впервые появляется в переписных (или, как тогда говорили – "дозорных") книгах Вятского края в начале XVII века. В Дозорной книге 1615 года эта фамилия Родигин упоминается дважды: один раз – названии деревни в Бобинском оброчном стане ("пустошь что была деревня Григорьевская Родигина") и второй раз – при описании деревни Бозеевской Чистянской волости Орловского уезда, где указаны “Ярофей Григорьев сын Родигин с сыном Ваской”. В 1619, 1620 годах этот Ярофей Григорьев сын Родигин зафиксирован уже в окрестности слободы Кукарки, среди крестьян, самовольно поселившихся на землях разрушенного черемисами Жерновогорского монастыря. В 1646 г. совсем в другой части Вятского уезда – в Поломской волости упоминается Родион Родигин с детьми, который по возрасту мог бы быть братом Ерофея Григорьевича, однако документальных доказательств этому нет. Поэтому только для кукарской ветви рода Родыгиных можно совершенно точно, по документам проследить родословную с 1615 г. до начала 21-го века.

Схема родственных связей семей и жителей деревни Старый Завод, составленная по архивным документам переписей (ревизий) за 260 лет существования деревни (с 1716 по 1980 годы). Откорректировано 01.10.2019

Предисловие

В деревне Старый Завод (починке Чюракове, деревне Чураковской) Нолинского района Кировской области за период с первой четверти 18-го века по 1981 год проживало восемь поколений моих крестьянских предков, начиная от Григория Потаповича Родигина, 1686 года рождения - до нашего отца, Родыгина Дмитрия Михайловича, 1923 года рождения. К сожалению, наше, послевоенное, поколение оказалось последним поколением, жившим в деревне. В 1961 году из-за уменьшения количества детей школьного возраста восьмилетнюю школу в деревне сократили до четырехклассной, а в 1980 году из деревни выехал последний житель, Родыгин Иван Андреевич, живший на пересечении главной улицы деревни и слободы. В апреле 1981 года решением Кировского областного совета № 7/198 деревня снята с учета населенных пунктов Кировской области.

Деревня исчезла, жители разъехались, но память о детстве, проведенном в деревне, осталась. Может быть, память о деревенском детстве подтолкнула нас на поиски сведений о своих предках.

В глухих лесах, на высоком берегу реки Вятки с далёких времён первых русских поселенцев стоял монастырь, названный по церкви Спасо-Преображенским, а по месту Спасо-Чепочкиным, потому что близ устья реки Чепочки. Вокруг него постепенно образовалась крестьянская слободка. Крестьяне кормили и себя и монастырских служителей, а монахи за духовную жизнь отвечали, да ещё детей учили грамоте. И в этой деревеньке, которая тогда ещё не называлась селом Цепочкиным, как сейчас, в 1739 г. у крестьянина Ефима Фадеича Родыгина и законной жены его Настасьи Кузьмовны родился сын Григорий. Был он четвёртым ребёнком в семье, а всего детей было шестеро, больше мальчики. Семья была обыкновенная – крестьяне, дети и внуки крестьян, к тому времени уже сто лет пахавших уржумскую землю, а происходил род Родыгиных из черносошных крестьян Хлыновского уезда. Вобщем, нет ничего удивительного в том, что при очередном рекрутском наборе жребий пал на Григория – и пошёл шестнадцатилетний вятский паренёк «во солдаты», что тогда определяло всю жизнь, а то и скорую смерть.

История освоения территории, на которой в будущем будет основана деревня Родыгино начинается ещё во времена Ивана Грозного. В 1552 г. грозный царь взял Казань, и территория векового врага России – Казанского ханства стала доступной для освоения русскими людьми. Северная граница ханства проходила по реке Пижме, на южном берегу этой речки и вниз по Вятке жило воинственное языческое племя «черемиса» – луговые марийцы, время от времени устраивавшие набеги на соседей-земледельцев. Для их усмирения в 1580-е годы была выстроена цепочка острогов с гарнизонами стрельцов: Санчурск, Яранск, Кукарка, Уржум, Малмыж. А вскоре, в 1594 году неподалёку от Кукарского острога, у Жерновых гор, на месте языческого капища, старец Макарий основал Жерновогорский монастырь, монахи которого постепенно стали осваивать пижемские и немдинские берега.